Елена Разина: «Спортивная фотография – это эмоции!»

12.07.2020

В День фотографа мы просто не можем не отметить работу фотографа матчей и мероприятий «Ленинградки» Елены Разиной. В большом интервью для нашего сайта Елена рассказала о специфике работы на спортивных мероприятиях, поделилась секретами фотосъёмки матчей нашей команды и рассказала много интересных историй: про вес фотоаппарата, про традиции во время игр, а также назвала один из самых любимых своих снимков.

Карантин

– Лена, мы все прекрасно понимаем, что во время карантинных мер никаких мероприятий нет. Соответственно, фотосопровождения этих мероприятий тоже. Как удаётся пережить карантин?

– Безусловно, карантин выбил из привычного ритма работы и жизни. Пришлось перестраиваться, искать положительные моменты и порой даже создавать их.

– Вопрос, скорее, шуточный, но: волейболисту достаточно трёх месяцев без мяча, чтобы и отвыкнуть от него и соскучиться. У вас это самое «отвыкание» есть?

– Конечно, фотография это любимое дело и соскучиться иногда можно практически сразу. На карантине, честно сказать, было тяжело без съёмок.

– Последний карантинный вопрос, обещаю! В период без фотосъёмки, возможно, удалось прокачать какие-то навыки?

– Столько внезапно образовалось свободного времени, что, конечно, я решила его провести с пользой по мере возможностей. Например, освоила ударную дрель, давно надо было дома сделать некоторые мелочи. А если серьёзно, то за эти месяцы я училась и учусь на курсах кинезиотейпирования. Мне близка и интересна эта тема.

Карьера

– Сейчас больше уже про вас. Вопрос простой: фотосъёмка, фотография – это профессия или хобби, на котором ещё и заработать можно?

– Фотография, в первую очередь, это творческая профессия. Я стараюсь сохранять баланс между профессией и хобби. Не терять любви, азарта и искренней увлеченности работой.

– Неожиданно, но о чём вы мечтали в детстве?

– В плане профессии? У меня не было однозначного выбора в детстве. Я выбирала между певицей, врачом и фотографом. Правда, тогда фотография была чаще хобби. Я начала заниматься фотографией примерно в 10-летнем возрасте с папой и продолжила в кружке фотографии в пионерском лагере. Лет до 14-15 я часто фотографировала и потом оккупировала ванную с фотоувеличителем, реактивами и красными лампами для печати фотографий.

– Какие ещё увлечения, помимо фотосъёмки? Почему-то уверен, что у такого творческого человека их должно быть много!

– Я стараюсь быть открытой новому и не замирать в одной сфере. До профессии фотографа я была увлечена и работала достаточно долго в компьютерной сфере. В те времена, когда интернет только начинал охватывать всех и вся.

Ещё раньше занималась музыкой, у меня была своя группа, мы участвовали достаточно успешно в нескольких конкурсах молодых исполнителей, писала песни, что-то даже записывала в студии.

Сейчас мне интересна тема кинезиотейпирования для себя и помощи друзьям и родным.

– Почему именно спортивная фотосъёмка?

– Тут, скорее, она меня выбрала. Говорят, что случайностей не бывает. Видимо, это так и было. В начале появился футбол, потом хоккей, волейбол и дальше-дальше. Спортивная фотосъёмка – это живая, эмоциональная и чаще всего малопредсказуемая история. Подсознательно или сознательно, но фотограф участвует в действе. Это эмоции!

– Помимо волейбола какие ещё виды спорта освещаются Еленой Разиной?

– Я строю себе какие-то четкие ограничения, достаточно много разных видов спорта мне удаётся снимать. Уже 7 лет я плотно фотографирую парусный спорт и у меня хорошо получается, если судить по достижениям и наградам.

– Лена, что сейчас наиболее интересно зрителю? Какие снимки особенно замечают люди и какие оценивают?

– Вопрос неоднозначный. Люди очень и очень разные, поэтому на большинство фотографий всегда найдется свой «зритель». Отмечу, наверное, эмоциональные фотографии, они – как правило – лидируют.

Работа на волейболе

– Вопрос про ритуалы. Девчонки перед матчами могут заходить на площадку с определённой ноги, до этого совершать какой-то привычный ритуал и так далее. Есть ли у вас какая-то необычная подготовка к матчу? Или уже во время игры?

– Ритуалы на то и ритуалы, чтоб оставаться в тайне (улыбается). Одно из правил: если наши девушки ведут, я не меняю точку съёмки до момента пока подача не перейдёт к соперницам. Клубный фотограф – он часть команды со всеми вытекающими переживаниями и эмоциями.

– А если уже про более стандартную подготовку – как проходит день игры у фотографа?

– Обычно я приезжаю на площадку за час-полтора. Готовлюсь, смотрю за разминкой, иногда разминаю «фотомышцу» вместе с девочками.

На самой игре в первой партии занимаюсь обязательной отчетной съёмкой. Жаль, что из-за большого количества отчётной съемки порой пропускаешь классные моменты, но это правила и их приходится исполнять. Остальную игру я «охочусь» за красивыми эмоциональными спортивными фотографиями.

– Цвет формы играет роль при съёмке? Какой у нашей команды выигрышнее?

– Я не заостряю внимание на цвете формы. Различие только в балансе белого в настройке фототехники. Лично мне визуально больше нравится жёлто-чёрная форма.

– Слышал, что фотографы могут называть свои фотографии «карточками», «картинками» и так далее. Со стороны кажется немного пренебрежительно. Я не прав?

– Не правы. Фотографы могут называть фотографии, как им нравится. У каждой профессии есть свой сленг. Я иногда говорю и «картинки», и «карточки», и даже «фотки» бывает (улыбается).

– Наверное, трудно будет выбрать, но какие фотографии вы цените больше? Эмоции, отличная композиция игрового момента, крупные планы?

– Репортаж с матча обязательно должен включать всё перечисленное. И обязательно – болельщиков с их эмоциями. Это всё неотъемлемые части игры.

Лучшие снимки? Я надеюсь, что лучшие ещё впереди. Из прошлых люблю фотографию, когда наш главный тренер Александр Леонидович после очень важной тяжелой победы выбежал к нашим девочкам на площадку и всех переполняли настоящие эмоции, которые контролировать в такие моменты невозможно.

– Работа фотографа, конечно, одна из самых творческих, но и физически на ней можно стать крепче. Я вижу, что вы приходите на матчи с чемоданом, вес которого иногда вызывает удивление. Лена, сколько весит фотоаппарат и полное оборудование фотографа?

– Мой чемоданчик с техникой на наши матчи весит от 10 кило (улыбается).

– И в завершение, чтобы понимать объём вашей работы, немного статистики? Сколько исходников можно сделать во время, например, пятисетового матча?

– Очень зависит от игры. Бывает же такие 5 партий, что потом полночи сидишь в исходниках.