Игорь Филиштинский: «Умный тренер старается не ошибаться, мудрый – просто не ошибается!»

01.06.2017

Во второй половине мая в Москве на базе Российского государственного университета физической культуры (РГУФКСМиТ) прошли «Курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров по волейболу». Тренер-куратор юношеских сборных команд Санкт-Петербурга Игорь Филиштинский отправился в столицу на две недели для прохождения этих курсов и получения российской лицензии профессионального волейбольного тренера. В последний же день мая Игорь Дмитриевич отметил очередной день рождения, но разговор начался с рабочих вопросов.

— Чем занимались в Москве, в Университете?

— Повышали квалификацию, если так можно сказать. Никто же не стоит на месте. Нам был прочитан курс лекций по биомеханике, психологии, физиологии, правовым позициям. Коснулись и судейских дел, а также новшеств, связанных с технической стороной волейбола. Была также возможность посмотреть национальные сборные России – и мужскую, и женскую – готовившиеся к отборочным играм чемпионата мира. Ну и в конце занятий был экзамен. Кто был активен на семинарах, имел привилегии при сдаче. Курсы были рассчитаны на тех, кто лицензирован давно или не имел лицензии. Много было тренеров, которые занимаются с детьми. Для них это было особенно актуально и от них было много вопросов. Как научить? Тренировать ведь могут многие. А научить – не все.

— Вы сами случайно не прочитали курс лекций?

— Не, ну так нельзя (смеётся – прим. авт.). Меня провоцировали, но там было много знающих людей. Понравился Сергей Корышев. Недавно с площадки, но уже работающий тренером. Многое показал по блоку. Некоторые детали были полезны для меня. Вообще много рационального прозвучало.

— Что полезного вы для себя почерпнули?

— В основном, вопросы психологии. Особенности характеров людей. Наша игра коллективная. Поэтому нужно оценивать игроков. Кто доминирует в раздевалке, кто на площадке. Как слепить коллектив, учитывая фактор совместимости. Я на это обращал внимание и сопоставлял с теми подопечными, которые у меня сегодня есть. Не скрою, я тоже многое предлагал. Для этого, в общем-то, и собирались. Надо постоянно анализировать. Выучка, школа… Если они есть, то можно уже озадачивать, мотивировать. А если игрок просто натасканный, то недоученность всегда вылезет. Для того мы, тренеры, и работаем, чтобы направить игрока в нужное русло.

— Вы полгода провели в «Ленинградке». Сможете по пятибалльной шкале оценить свою работу?

— Тройка точно есть. Почему? Оправдать можно многое, но не хочется. Кого-то удалось подучить, кого-то – нет. Все смотрят на работу под разным углом. И игроки, и тренеры. Меня упрекали, что мы не выигрываем, в том числе и вы. Вот в последнем туре выиграли несколько матчей, дали результат. Как вы написали – «хлопнули дверью». А связующий Аня Шевченко не получила практики в своем амплуа. А с меня за это спрашивают. Поэтому оценка средняя. Я уже взрослый человек. Заниматься самолюбованием – пагубный путь. Даже если ты успешен. Так что оценка 3 – 3,25.

— И, наконец, мы подошли к главному вопросу. С днем рождения!

— Спасибо большое!

— В этот знаменательный день вы вспоминаете свои успехи или, наоборот, неудачи? Что было самого важного в вашей жизни в спортивном плане?

— Успех – вещь относительная. Смотря что под этим подразумевать. Успех подопечных? Важно помочь им встать на ноги, выйти на хороший уровень. Очень радуют личностные успехи учеников. Как и у всех, у меня есть оппоненты. И если даже они говорят: «Вот она у него заиграла. И как!» Это оценка. Достижение результата? Конечно, приятно, что 21 год назад мы со сборной Украины попали на Олимпийские игры. Хотя это было очень сложно. Седьмое место на чемпионате Европы, занятое далеко не самой сильной командой – это тоже было.

Но смысл жизни – это не только волейбол. Это дети, семья. К сожалению, ушедшие родители, которых всегда нужно помнить.

— Что вы себе самому в день рождения хотите пожелать?

— Ой. Если по-мелкому – похудеть (смеётся – прим. авт.).

— А по-крупному?

— Здоровья, конечно, терпения, мудрости. Уже должна быть мудрость. Когда-то услышал хорошую фразу: «Умный тренер старается не ошибаться, мудрый – просто не ошибается».