Юрий Токарев: «Хочется, чтобы коллектив был единым целым»

04.10.2019

В предстоящем сезоне фарм-клубом «Ленинградки» стал курский «ЮЗГУ-Атом», выступающий в Высшей лиге А. Во второй части нашей поездки в Курск мы пообщались с главным тренером курян Юрием Токаревым. Наставник рассказал о летней подготовке команды, о волейболистках «диких пчёл» Анне Шевченко и Виктории Бобровой, а также о трудностях, с которыми пришлось столкнуться перед стартом сезона.

– Как «ЮЗГУ-Атом» провёл предсезонку? Подготовка ещё продолжается с учётом того, что вы поедете на турнир в Беларусь?

– У нас всё стандартно. Уже несколько лет мы проходим предсезонные сборы недалеко от города, в 20 километрах. Там неплохая база для занятий на улице, много песчаных площадок. До игрового зала можно добраться минут за 40. Удобно, близко, на берегу реки. Это место уже привычное. Сборы есть сборы. Они тяжелые, потому что нагрузки даются сразу после отдыха, отпусков.

– С учетом того, что у вас собирается молодая команда, как-то меняли подготовку?

– Мы впервые столкнулись с таким большим количеством игроков, которые пришли к нам.  У нас ушёл костяк – люди, которые в команде играли шесть, семь, а то и восемь лет. Они знали нагрузки, привыкли к ним. Практически все, кто к нам пришли, к ним были не готовы. И мы впервые за многие годы вынуждены были, чтобы игроки не переломались, уменьшить нагрузку. Немножко снизили и объём, и скорость нагрузок. Я считаю, что дело не только в том, что мы какие-то другие. Просто в каждой команде, у каждого тренера приняты своя скорость тренировок, свой объем, свои веса. Тут нельзя сказать, что кто-то делает больше, а кто-то – меньше. И нужно привыкнуть. Люди пришли из разных мест, с разным уровнем подготовки. Когда они столкнулись с нашими требованиями, для них это оказалось непривычно. Нужно время на то, чтобы втянуться.

– То есть сейчас мы, как я понимаю, можем увидеть игроков, которые по-разному подготовлены?

– На сегодняшний день (интервью записано по ходу предварительного этапа Кубка России – прим.) мы должны были их уже сравнять.Например, мы ежедневно закачивали колени. Для некоторых это оказалось тяжеловато, и мы отказались от этих упражнений: побоялись травмировать. Вчера у нас была тяжелая игра с «Протоном». Мне стало заметно, что все партии ровные. И к концу третьей команда подсела физически – перестали доходить до мяча, стали тянуться. Это был звоночек, что ещё нужно добавить.

Основной задачей сейчас было не столько подготовить игроков физически или технически, сколько сыграться, наладить взаимодействие. Игроки все разные – из разных мест, школ. С разным пониманием игры. У меня есть такое правило: когда приходят новые люди, я всегда им говорю: «Девочки, кто бы вас до меня не учил, они всё делали правильно. Но это может быть не так, как я требую. Если вы играете у меня, будьте добры выполнять мои требования. Придёте к другому тренеру – выполняйте его требования. Но это не значит, что кто-то чему-то вас неправильно учил. Всё было так, как надо. Но мы по-разному видим и требуем». Но это всё надо не просто сказать, это надо сделать.

– Тогда какой волейбол ваш? Что вы требуете от игроков?

– Исходя из опыта прошлых лет, лидером команды была диагональная, наша местная воспитанница Жанна Каськова. К сожалению, она захотела пойти выше. Играла у нас 8 лет. Она невысокого роста, но очень быстрая, скоростная девочка. Поэтому вся игра строилась на скорости. Основная нагрузка лежала на диагональном игроке. Вся команда выполняла черновую работу. Лидер набирал очки. Такой принцип строится во всех командах, включая сборные. Решающие мячи в самых тяжёлых ситуациях завершают лидеры. Например, Гончарова. Даже Китай, у которого пять составов, всё равно имеет лидеров. Так должно быть. Команда должна носить рояль для того, чтобы лидеру было свободнее. Поэтому у нас игра была быстрой, прыгучей, летучей. Естественно мне всё время хочется к этому вернуться. Но игра строится не так, как захотелось тренеру, а исходя из того, какие у тебя есть возможности. У меня нет такого человека, который бы прибегал, прилетал на эти передачи.

– Пока нет?

– Гончарова у нас одна. Также и Каськова у меня была одна. Мне, естественно, хочется, чтобы было, как раньше, потому что это давало результат. Сейчас на этой позиции играет Вика Боброва. Вика другого склада. Она имеет свои преимущества – свою голову, мышление, скорость, понимание, характер. Если Каськова ко мне пришла ещё в школьном возрасте и пробыла 8 лет – она знала всё, что я хочу, и всё, что я скажу. Здесь мне нужно понять, каким тоном сказать, когда сказать, а когда – нет, когда потребовать, а когда похвалить. У игрока ко мне должно появиться доверие, а у меня – к игроку. Для того, чтобы это получалось, надо давать те задания, которые они могут выполнять, а не те, которые бы мне хотелось.

Мы не спешили с играми, потому что задержались с общей и специальной физической подготовкой. Сейчас мы постараемся сыграть побольше. Перед игрой со «Спартой» я сказал: «Девочки, мы будем играть с командой Нижнего Новгорода, которая абсолютно на равных сыграла с «Протоном», командой из Суперлиги. У нас все команды будут такие. Ни слабее, ни сильнее. И если мы хотим чего-то добиться, мы должны переламывать их в таких играх. Или нас будут переламывать. Никого мы, стоя на месте, не обыграем».

– Без импровизаций?

– Ты импровизируй. Довели тебе мяч и импровизируй. Вся импровизация – это хорошо подготовленное, заранее отрепетированное, стандартное действие. Всё остальное – это бардак, а не импровизация. Вот ты готовишься на тренировке – сымпровизируй 150 раз и реши, нужно ли так импровизировать в игре или нет. А если ты этого ни разу не делал, а потом вдруг в игре решил, то это приведет к поражению. Хочешь сделать скидку –отрепетируй. А не так, что на игре удивишь всех – не только чужую команду, но и свою. Я девочкам говорю: «Если вы с чем-то не согласны из того, что я требую, подойдите ко мне и докажите, что это не так. Я с удовольствием приму и буду делать. Не доказали – делайте, как сказал я».

– Были случаи, что игрок подходил и доказывал?

– Игрок может подойти и спросить, предложить. Мы это попробуем, но не на игре и не на тренировке перед игрой. Что значит «попробуем»? Можно попробовать изменить длину разбега, угол атаки, движение. Кто-то разбегается, например, с седьмого метра – можно попробовать разбежаться с пятого. Или, наоборот. Но если ты 0 раз разбегался и ни разу не успел, тогда импровизация заканчивается.

– Из этого состава кто-то уже подходил, просил попробовать что-то новое?

– Такого, чтобы изменить что-то конкретное, мы не делали. По мелочам. Я сам пытаюсь с ними больше попробовать, больше увидеть, понять их способности. Нельзя одинаковые задачи ставить на блоке Бобровой и Шевченко. Смысла нет – у них разная высота, сила, понимание. Если одной можно поставить задачу закрывать конкретную зону, то другой – взять на блоке ответственность на себя и что-то изменить.

– Боброва и Шевченко – трудолюбивые?

– Я ни про кого из команды не сказал бы, что они не трудолюбивые. Я не скажу, что Шевченко трудится больше, чем Боброва. Или наоборот. Надо понимать, что люди пришли в новый коллектив, в новую обстановку. И сейчас они все будут выкладываться. Большая проблема для нас – это отсутствие конкуренции. У нас, допустим, была Балай, ее забрала «Уралочка». Они понимали, что кому-то не хватало места. А сейчас они поняли и чётко определили, кто где будет. Отсутствие конкуренции – это плохое дело. Оно приводит к успокоению.

– Вы говорите, что в новом коллективе все стараются. А общаются ли вне площадки?

– Я не могу пока сказать: не было выездов. На сборах они все были ещё воробушки. Обычно команду видишь на выездах. Здесь мы пришли в зал – отработали и разошлись. Вообще женские коллективы – это сложная система. Здесь они пока ещё равны и по возрасту, и по статусу. Хотелось бы, чтобы коллектив был единым целым.

– Можно ли назвать атмосферу на тренировках дружеской?

– Рабочая. Дружить некогда. Там есть я, есть требования. Да, есть кто-то более замкнутый или более открытый. Кто-то может пошутить. Допустим, та же Шевченко, если к ней не подходить, она не будет сама вступать в разговор. Но если ты с ней общаешься, она будет, естественно, отвечать. А есть люди, которые сами могут что-то сказать, где-то улыбнуться.

– На ваш взгляд – то, что наши девушки переехали вдвоём, проще?

– Да. Хотя это редкий случай. Обычно все живут по-одному. Все сразу по приезду ставят условия, что нужно, чтобы я жила одна. Но одна ты умрешь от тоски. Они мне говорили – очень хорошо, что они вместе. Я не знаю, были ли они подругами раньше. Думаю, что, вряд ли они дружили слишком близко, но сейчас сблизились. Играть, дружить и жить вместе – это разное. Чтобы две девушки жили вместе, нужно, чтобы совпадали характеры.

– Есть наблюдения по взаимодействию на площадке?

– Поначалу, естественно, Вика к Ане побольше тянулась, потому что всё-таки знакомы. Сейчас, как все.

– Это хорошо?

– Хорошо, что всё ровно. Было бы хорошо, если бы между ними были наигранные связки между и они бы их с собой принесли. Я бы не выделил, что их взаимодействие чем-то отличается. Недавно Шевченко ногу подвернула, пропустила около недели. Боброва говорила: «Пойду Ане поесть приготовлю». Я для себя это отметил. Значит, отношения хорошие. Когда отношения между людьми в коллективе хорошие, легче добиться результата. Сейчас самая большая опасность в нашей команде, если мы начнём проигрывать. Если пойдет серия из поражений, команда может сломаться. Это очень плохо. Мы сейчас отыграем Кубок и уедем на товарищеский турнир. Там будет Череповец, «Химик», «Мозырь». То есть опять нужно хоть что-то выиграть, нельзя вернуться с поражениями, иначе они начнут опускать руки («ЮЗГУ-Атом» занял третье место – прим.).

– Говоря про поражения, вы имеете в виду только вашу команду? Бывает, что поражения сплачивают.

– Да? А если десять раз подряд? А что наша сборная говорила, когда они начали проигрывать в Лиге наций? Они выходили играть с командой заведомо слабее, а руки не поднимались. Это говорили люди, которые опытнее, старше.

– У сборной был запас – люди, которые позже добавились на Олимпийский отбор и чемпионат Европы.

– Тот состав, который выходит играть сегодня, он выходит играть сегодня. Другие будут в другой истории. У нас никто не придет, других не будет. Они могут рассчитывать только на себя. Для меня большая опасность, если мы залезем в серию поражений. В прошлом году у нас очень неудачно начинался сезон. Календарь был неудобный – мы пропустили два первых тура, потом травмировалась Каськова, потом попали во Владивосток. И вот из этой серии поражений мы очень долго не могли выбраться. Только к середине сезона команда заиграла.

– Если резюмировать, то нужно побольше играть, нужен выезд, чтобы проверить команду в какой-то степени, и надо выигрывать?

– Да, команда должна верить в то, что они могут победить. Сыграли с «Протоном». Болельщики были благодарны, но мы проиграли. Игроки на фоне этого поражения не получили отрицательных эмоций, потому что болельщики поддержали. Но так можно раз, два или три. Мы будем сталкиваться с командами, с которыми нужно биться и быть готовыми психологически.

Состав команды «ЮЗГУ-Атом» (Курская область)

  Игрок Год рождения Рост  
  1 Алубина Мария 1999 185  
  4 Чернышова Галина 1991 162  
  5 Укневичус Анна 1992 179  
  6 Шлюхто Ксения 1997 175  
  7 Жукова Анастасия 1997 180  
  8 Булатова Екатерина (к) 1994 184  
  10 Оржинская Ольга 1988 191  
  12 Тимошкова Екатерина 1998 180  
  13 Шевченко Анна 1998 179  
  14 Аржанова Екатерина 1997 160  
  20 Боброва Виктория 1997 185  

Расписание матчей «ЮЗГУ-Атом» (Курская область) в сезоне 2019/2020

Тула, первый тур

11 октября. «ЮЗГУ-Атом» (Курская область) – «Уфимочка-УГНТУ» (Уфа)

12 октября. «Тулица» (Тульская область) – «ЮЗГУ-Атом»

13 октября. «ЮЗГУ-Атом» – «Динамо-Академия-УОР» (Казань)

Волгодонск, второй тур

7 ноября. «Липецк» (Липецкая область) – «ЮЗГУ-Атом»

8 ноября. «Импульс» (Волгодонск) – «ЮЗГУ-Атом»

9 ноября. «ЮЗГУ-Атом» – «Липецк»

10 ноября. «ЮЗГУ-Атом» – «Импульс»

Курск, третий тур

5 декабря. «ЮЗГУ-Атом» – «Спарта» (Нижний Новгород)

6 декабря. «ЮЗГУ-Атом» – «Северянка» (Череповец)

7 декабря. «Спарта» – «ЮЗГУ-Атом»

8 декабря. «Северянка» – «ЮЗГУ-Атом»

Владивосток, четвёртый тур

25 декабря. «Приморочка» (Владивосток) – «ЮЗГУ-Атом»

26 декабря. «Луч» (Москва) – «ЮЗГУ-Атом»

27 декабря. «ЮЗГУ-Атом» – «Приморочка»

28 декабря. «ЮЗГУ-Атом» – «Луч»

Тула, пятый тур

23 января. «ЮЗГУ-Атом» – «Тюмень-ТюмГУ» (Тюмень)

24 января. «ЮЗГУ-Атом» – «Уралочка-УрГЭУ» (Свердловская область)

25 января. «Тюмень-ТюмГУ» – «ЮЗГУ-Атом»

26 января. «Уралочка-УрГЭУ» – «ЮЗГУ-Атом»

Курск, шестой тур

14 февраля. «Уфимочка-УГНТУ» – «ЮЗГУ-Атом»

15 февраля. «ЮЗГУ-Атом» – «Тулица»

16 февраля. «Динамо-Академия-УОР» – «ЮЗГУ-Атом»