Золотые даты волейбола! Наталья Алимова: «Ленинградка» – моя родная команда!

13.07.2023

В этом году отмечается 100-летие отечественного волейбола. Днём рождения нашего любимого вида спорта в России считается 28 июля 1923 года. В тот день в Москве состоялся первый официальный волейбольный матч. Но праздник не приходит один. Команда «Ленинградка» также является юбиляром и празднует свое 20-летие! 25 июля 2003 года был зарегистрирован наш родной клуб.

Мы начинаем цикл интервью с игроками, которые внесли наибольший вклад в развитие отечественного волейбола и команды «Ленинградка». Первой героиней рубрики стала Наталья Алимова, защищавшая цвета национальной сборной на протяжении трёх лет, а также выступавшая за «жёлто-чёрных» в течение восьми сезонов. Наталья пообщалась с пресс-службой клуба, поделилась своей волейбольной историей, а также рассказала почему «Ленинградка» всегда была и остаётся для неё безоговорочно первой командой. Подробнее читайте в нашем материале.

— Наташа, почему ты закончила профессиональную карьеру?

— На тот момент клуб «Факел» из Нового Уренгоя, за который я выступала в последний год, закрылся. Не было достойных предложений. Я не хотела ехать играть на «половинчатый» контракт и решила сделать перерыв. Подождать достойного предложения. А если не получится, то завершить карьеру.

Честно говоря, я немного физически устала. Столько лет играть на профессиональном уровне… Мне уже было 36 лет, а век центральных блокирующих не столь долог, как игроков других амплуа. В принципе, я была готова, что пора завершать, но, конечно, хотела ещё поиграть. Я и сейчас хочу! Если бы сейчас поступило предложение, я бы с радостью согласилась. На любую позицию: связующего, либеро, нападающего — не важно. Настолько я люблю волейбол.

— Чем занимаешься сейчас? Не скучаешь по волейболу?

— Сейчас в основном занимаюсь воспитанием дочки.  Конечно, без волейбола я никуда. Тренирую любителей в классический и пляжный волейбол. Хотела бы большего в тренерской карьере. Для этого надо уделять меньше времени семьей. Сейчас я не готова.

— Твой муж Игорь выдающийся легкоатлет. Хотела бы ты, чтобы дочь пошла по вашим стопам и тоже стала профессиональной спортсменкой?

Примечание: Игорь Транденков — прыгун с шестом. Серебряный призёр Олимпийских игр (1992, 1996). Бронзовый призёр чемпионата мира (1993), серебряный призёр чемпионата Европы (1994). Победитель Игр доброй воли (1994). Чемпион России (1994, 1995). Заслуженный мастер спорта России.

— Дочка Злата растёт очень способной девочкой. Ей сейчас 4,5 года, но выглядит она на все 6. И по умственному развитию, и по физическому она опережает свой возраст. Главное, чтобы выросла здоровой, а дальше уже будем смотреть. Ей решать и выбирать вид спорта. Я не собираюсь её заставлять и ставить перед выбором: только волейбол или только лёгкая атлетика.

— Ты провела сезон в Италии, можешь поделиться впечатлениями? Были какие-то вещи, которые очень тебя удивили в волейбольном плане?

— Я выступала в Италии в 2002 году. Всё было ново для меня. У нас тогда в такой волейбол не играли. В плане разбора игр и статистики в российском чемпионате только всё начиналось. В Италии у меня случился своеобразный «взрыв» мозга. Это очень помогало играть. Когда я вернулась из итальянского чемпионата, на некоторые вещи стала смотреть совершенно по-другому. В Италии я тренировалась и выступала под руководством Джованни Капрары. Через два года Капрара был назначен главным тренером женской сборной России. И он же привёз с собой все итальянские волейбольные ноу-хау в Россию.

— В 2009 году состоялся переход в казанское «Динамо», где ты на предсезонке получила серьёзную травму. Можешь рассказать, как это произошло? Тяжело ли было восстанавливаться и не было мыслей закончить карьеру?

— Было тяжело. Ничто не предвещало травму: не болело колено, не было никаких проблем со здоровьем. Прооперировали меня в Германии. Операция прошла отлично. Через четыре месяца я уже восстановилась и вышла опять на площадку. Но случилась ещё одна микротравма, которая не позволила в полной мере отыграть сезон. Мыслей закончить со спортом не было. Мой муж Игорь помогал с восстановлением. Доктора и реабилитологи предупредили, что смогу выйти на площадку только через полгода, а благодаря мужу вышла уже через четыре месяца.

После не очень удачного сезона по обоюдному решению с казанским руководством мы закончили сотрудничество и разорвали контракт. Сделала акцент на восстановлении и усиленных тренировках в межсезонье, так как понимала – чтобы вернуться на свой уровень, нужно проделать большой объём работы. Мы уехали в Испанию на три месяца. Там уже занимались на песке и в тренажёрном зале, ходили в горы и играли в пляжный волейбол, плавали в море. Кроме серьёзного физического восстановления, у меня была и полная психологическая перезагрузка.

На следующий сезон я подписала контракт с «Заречьем-Одинцово». Спасибо большое Вадиму Анатольевичу Панкову. Он мне очень сильно помог, не перегружал, заботился. Это позволило полноценно вернуться на свой уровень. В конце сезона я была уже в топе.

— У тебя был опыт выступления в течении двух сезонов за «Факел» из Нового Уренгоя. Не пугал ли тебя холодный климат, частые и длинные перелёты?

— На самом деле, Уренгой меня не пугал, так как мы жили в Москве на базе ЦСКА. У нас был только один долгий промежуток времени, когда мы сорок дней провели в Новом Уренгое. Было, конечно, не очень весело. Но ничего, мы посмотрели город, посмотрели, как живут люди. Это тоже своеобразный опыт.

— На протяжении трёх лет ты защищала цвета национальной сборной России, с которой выиграла две бронзовые медали на чемпионатах Европы и была участницей Олимпийских игр в Пекине. Каким был для тебя этот опыт? Можешь вспомнить самый запоминающийся матч за сборную?

— На Олимпиаде у нас был очень сильный состав. Сборной России прогнозировали медали. Все сильнейшие игроки на тот моменты были в сборной: Екатерина Гамова, Любовь Соколова, Елена Година и Евгения Эстес (Артамонова). Но что-то пошло не так. Если честно, сейчас уже не хочется вдаваться в детали. Самый запоминающийся матч — это последняя игра в финальном раунде квалификации на Олимпиаду. Мы победили сборную Польши, а на тот момент она показывала потрясающий уровень. Завоевали путёвку и были очень счастливы! Испытали много положительных эмоций и радости!

— Большую часть своей карьеры ты провела в «Ленинградке», хотя предложений от других клубов было предостаточно, и не только из России. Какие факторы повлияли на твой выбор?

В большей степени, конечно, влияло то, что я тренировалась и играла дома. Всё-таки Санкт-Петербург — это тот город, который затягивает. После Питера тяжело уезжать играть в какие-то другие города. Плюс в «Ленинградке» мне всегда создавали очень хорошие и достойные условия. Я всегда делала выбор в пользу семьи и родного города.

— В сезоне-2015/2016 ты выступала за «жёлто-чёрных» в не привычном для тебя амплуа доигровщицы. Почему ты приняла такое решение?

— После «Факела» я не нашла хорошего контракта и отдыхала дома, даже игры по телевизору не смотрела. Потом поняла, что мне грустно и я хочу играть. Пошла к Александру Леонидовичу Кашину и попросила дать возможность потренироваться с командой. У нас с Александром Леонидовичем очень хорошие и дружеские отношения. Он согласился. Я стала тренироваться, и через некоторое время Александр Леонидович предложил мне поиграть за «Ленинградку». Мы договорились, что я буду выступать на определённых условиях — тренироваться один раз в день и играть только домашние туры. Вот так отлично сложилось и для меня, и для команды, и для тренерского состава.

— У тебя необычная особенность для первых темпов, ты очень хорошо принимаешь. Сейчас идёт очень узкая специализация и центральные блокирующие очень мало работают над этим элементом. Изначально делала упор на приём?

— Когда я только начинала играть, первые темпы всегда участвовали в приёме. Я блокировала, принимала и ещё нападала с задней линии! Над приёмом мы работали очень много. На первом чемпионате Европы в 2005 году либеро меня не менял – я оставалась две расстановки на задней линии. И в клубах я принимала. Наверное, поэтому в Казани и случилась травма, так как я приняла и сразу побежала атаковать. На данный момент я наблюдаю, что центральные блокирующие выключены из приёма и на тренировках не отрабатывают этот элемент. Хотя надо отдать должное – когда я играла у Вадима Анатольевича Панкова в Одинцово, он уделял большое внимание именно приёму и защите. Я полностью с ним согласна в этом. Считаю, что игрок должен быть всестороннее развит: в приёме, защите и на передаче. Раньше пасовали первые темпы, сейчас эта прерогатива отдана либеро. Конечно, идёт узкая игровая специализация. Но, может быть, это тоже оправдано.

— Следишь ли сейчас за женским волейболом? Посещаешь игры «Ленинградки»?

— Конечно, слежу за играми «Ленинградки». Это моя родная команда.

— У тебя очень большой волейбольный опыт. Никогда не хотела попробовать себя в роли тренера?

— Тренировать я бы очень хотела. Вся эта спортивная жизнь затягивает: поездки, соревнования, вся эта атмосфера. Надеюсь, что когда-нибудь у меня получится.

— Если бы была возможность изменить что-то в твоей карьере, воспользовалась такой возможностью?

— Хотелось бы изменить, наверное, многое. Но постоянно заниматься самокопанием я не вижу смысла. Как есть, так есть. Мы все люди и иногда совершаем ошибки или делаем неверный выбор. Но я довольна. Это мой личный опыт.

— Что для тебя значит команда «Ленинградка»?

— В первую очередь это мой родной клуб, в котором я начинала свою карьеру. Раньше он назывался ТТУ. Мы прошли долгий путь с этой командой от Высшей лиги «А» до Суперлиги. Потом, когда пришёл Александр Леонидович Кашин, клуб переименовали, и мы также повторили этот путь из «вышки» в Суперлигу. Постоянно слежу за результатами. Созваниваемся с Александром Леонидовичем, поздравляем друг друга с праздниками. Когда я играла в других командах, всегда считала «Ленинградку» своей альма-матер и знала, что могу вернуться в любой момент. Но главное: меня примут там как родную.

— Был ли у тебя личный волейбольный кумир?

— Да, Дмитрий Фомин. Я только начала заниматься волейболом и смотрела матч советской мужской сборной по телевизору. Мне очень понравилась игра Дмитрия Фомина, так как он умел делать всё. Он играл под восьмым номером. В последующем я взяла себе тоже восьмой игровой номер. Только благодаря Дмитрию. Большой ему привет!