Лиза Рубан: «Менеджеру сказала: «Вернусь только в «Ленинградку»
06.07.2015
Мы продолжаем цикл интервью с игроками «Ленинградки», пополнившими наш состав в новом сезоне. Лиза Рубан в представлении не нуждается. Многочисленные болельщики «жёлто-чёрных» хорошо помнят Лизу, её боевой настрой на каждый матч, бесстрашную игру в защите и в атаке, а также поразительную универсальность этого игрока. Лиза ответила на вопросы пресс-службы, рассказала о совмещении большого спорта и материнства, а также почему решила вернуться именно в «Ленинградку».
— Первый раз в «Ленинградке» ты оказалась в 2018 году, сразу же после солнечной Италии. Не пугали многочасовые перелёты и суровый климат?
— Когда в то время поступило предложение из Санкт Петербурга, я не долго думала и согласилась, потому что не хотела оставаться в Италии, хотя у меня был контракт ещё на один год. Тогда была молодая, беззаботная жизнь и я не могу сказать, что думала о том, сколько будут длиться перелёты и какой будет климат. Единственное, что меня радовало, это родной язык и то, что семья сможет приезжать ко мне.
— После двух сезонов в «Ленинградке» ты ушла в декрет, а потом перешла в турецкий клуб «Болу Беледийеспор». Можешь подробнее рассказать, как тебе опыт выступления в турецком чемпионате и жизнь в Турции?
— После второго сезона в Питере я ушла в декрет, и как раз тогда начинался ковид. Как вспомню то время, аж до мурашек: хватали последние самолёты, ловили билеты, собирали сумки. После перерыва я вернулась в турецкий клуб «Болу Беледийеспор». Не могу сказать, что было сложно найти клуб. Были варианты в Польше и России, но я выбрала тогда тот турецкий клуб из-за уровня. Понимала, что я ещё не в своей форме и хочу постепенно её набирать. «Болу» был отличным вариантом. Я жила в маленьком городе, поэтому рассказать именно о жизни в Турции не могу. Ребёнок был маленький. График: дом, тренировка и сон. Всё по кругу. Да и приехала я только на вторую половину сезона.
— Далее в твоей карьере был румынский клуб «Лугож».
— Это была идеальная картинка во всём. Я живу в Белграде. Поездка на машине составляет четыре часа от Белграда до Лугожа. Когда ехала, не знала ничего о клубе и вообще о чемпионате Румынии. Но всё сложилось замечательно. Родители помогали с ребёнком. Муж мог приехать в любое свободное время. Отношения с клубом и с фанатами тоже были классными. Я ничего не ожидала, а в конце получилось всё прекрасно, начиная с первого турнира мы взяли золотую медаль. Всё руководство плакало и прыгало от радости. Я не понимала, что происходит. А потом узнала, что клуб никогда не выигрывал медали. После первой медали была вторая, потом третья, и в конце мы ещё выиграли Кубок Румынии. Перевыполнили задачу на сезон! Сразу начали поступать предложения от других клубов в Румынии. Финансово и по месту, возможно, лучше, но я продлила контракт в этом же клубе. В первую очередь, по отношению ко мне проявляли лучшее внимание, лучшую поддержку во всём. Я просто не могла уйти.
— Тяжело ли тебе совмещать профессиональный спорт и материнство?
— Материнство и спорт — это какие-то нереальные эмоции. Конечно, с ребёнком всё по-другому. Бывает, в каких-то моментах тяжело, но в других, когда сын приходит на игру и кричит, болеет, танцует, это тебя только больше заряжает. У меня всегда была помощь с ребёнком. Все вовлечены в процесс. Семья максимально давала мне отдых, больше свободного времени и возможность выспаться. Мне очень повезло.
— Следующим клубом в твоей карьере был «Альба-Блаж», где ты провела отличный сезон. Отметилась как высокими личными показателями, так и командными. Расскажи, пожалуйста, поподробнее.
— После «Лугожа» уже стоял вопрос: куда дальше. Тут я выросла. Нужно было что-то менять. Я получила предложения от чемпиона страны «Альба-Блаж». В первую очередь, они играли на ступеньку выше в Кубке Европейской конфедерации волейбола. Главная причина — я хотела играть еврокубки. Вторая — это условия контракта. Третья— шикарные волейбольные условия. Сезон выдался очень успешным. Мы играли финал Кубка ЕКВ с «Новарой».
— Почему решила принять приглашение «Ленинградки» и вернуться?
— С Александром Леонидовичем мы были на связи всегда. Часто обсуждали мой приезд. Не секрет, что после декрета я сразу хотела вернуться в Россию. Обстоятельства никак не складывались. Муж играл в Белграде. Он тоже сильно скучал по ребёнку, тоже хотел с ним проводить много времени. В октябре позвонил Александр Леонидович и сказал: «Лиза, давай приезжай. Жду!». И после этого я начала разговаривать с семьёй и с мужем. Обсудили все плюсы и минусы для нас. В декабре после всех переговоров я подписала соглашение.
— Были ли моменты, когда ты теряла веру в себя? Что делала в таких случаях?
— Прямо чтобы терять веру, такого не было. Но, как и у любого спортсмена, были моменты, когда хотелось всё закончить. Но это мимолетные какие-то мысли, и они быстро уходят. Когда занимаешься любимым делом, такие мысли появляются очень редко.
— Кто из тренеров оказал на тебя наибольшее влияние?
— С каждым тренером ты учишься. Неважно — в ментальном развитии, физическом или техническом. Сейчас, когда я уже в возрасте и когда могу где-то пропустить, что мне сказали. Не обратить внимание. Раньше было не так: принимала всё близко к сердцу и сильно переживала. В любом случае, на пути встречались тренеры, которые научили важным моментам и сделали меня тем, кем я на сегодняшний день являюсь.
— К критике отношусь не очень. Если это со стороны тренера, то я больше люблю подсказки, поговорить. У меня такой характер, что со мной это не работает. Есть игроки, которых, как говорится, нужно «разбудить», вскрикнуть на них, повысить голос. Со мной нет. Я уже опытный игрок. Сама понимаю, где и как я ошиблась. После проигранной игры постоянно задумываюсь. Анализирую сама себя. Я сама себе критик.
— Расскажи о наиболее ценных и бесполезных советах, которые тебе давали перед играми.
— Я вот люблю какие-то словесные мотивации перед игрой. Когда мы уже разобрали соперника, знаем, что делать, чтобы тренер зашёл в раздевалку, сказал: «Давайте, девчонки, я в вас верю. Просто делайте своё дело». Бесполезных советов так вспомнить не могу.
— Можешь назвать топ-5 игроков, которые, как ты считаешь, оказали наибольшее влияние на развитие женского волейбола?
— Тияна Бошкович, Майя Огненович, Изабель Хок, Габриэла Гимарайнс (Габи), Паола Эгону.
— Какой совет ты можешь дать начинающим спортсменам?
— Нужно полюбить волейбол. Прочувствовать его, заниматься от души, а не из-под палки. Помню себя: я бежала на волейбол и готова была там тренироваться целый день, только бы не ходить в школу. Запастись упорством. Так же считаю, что очень важен детский тренер, который даст эту любовь к волейболу.
— Назови главные качества, которыми должен обладать хороший тренер и хороший волейболист?
— На мой взгляд самое важное — это психология. Дисциплина, характер, упорство. Любовь и взаимоуважение со стороны тренера и игрока.
— Будешь ли настаивать на профессиональной карьере сына в спорте?
— Да, буду настаивать. Чтобы сын так же занимался спортом. У меня вся семья спортивная. Мне бы хотелось, чтобы и он полюбил спорт.
— Как вы провели отпуск?
— Отпуск был в подготовке моего приезда. Съездила с семьей на отдых, закончила какие-то дела. К сожалению, отдых быстро прошёл.
— Что для тебя значит «Ленинградка»?
— Для меня это семья. Для меня много значит, когда клуб зовёт меня снова. Это значит, что ты оставил хорошие воспоминание и дружбу. Когда принимала решение, я менеджеру сказала: «Вернусь только в «Ленинградку»!