Валерия Харлова: «Главное – получать удовольствие от волейбола»
03.08.2023
Мы продолжаем более близкое знакомство с новичками «диких пчёл». Героиней следующей публикации стала Валерия Харлова. Доигровщица «Ленинградки» – молодой, но очень перспективный и амбициозный игрок, успевший поиграть не только в отечественном чемпионате, но и попробовать свои силы за границей. Валерия ответила на вопросы пресс-службы, рассказала, как и откуда начался её волейбольный путь, объяснила, почему приняла предложение «Ленинградки», а также продемонстрировала огромную любовь к лучшей игре с мячом.
— Лера, ты родилась в Мурманской области. Там довольно суровый климат и почти 40 дней в году длится полярная ночь. Можешь рассказать поподробнее про свой родной край?
— Родилась я в городе Кировск. Это Мурманская область, в двух часах езды от Мурманска. Город очень небольшой, имеющий один светофор на весь город. Но многие приезжают туда из-за горнолыжных склонов. Рядом с городом большое количество гор. Когда мне было четыре года, мы с родителями переехали в Мурманск. Для родителей это была возможность найти более высокооплачиваемую работу, а для меня — больше возможностей в плане образования. Климат очень суровый как в Кировске, так и в Мурманске. Я помню полярные ночи. Ты уходишь в школу — темно. Пока ты находишься в школе, солнце встаёт и заходит, а возвращаешься — на улице снова темно. Летом, наоборот, солнце на небе 24 часа. Мне кажется, для подростков это самое лучшее время. Очень необычно. А для детей не очень, так как ты не понимаешь, когда день, а когда ночь, всё как-то в одно сливается. Мурманск – очень красивый и необычный город. Я надеюсь, что когда-нибудь туда вернусь.
— Почему ты выбрала именно волейбол?
— Это очень смешная история. Моя мама любит её вспоминать. У неё была подруга, дочь которой занималась волейболом. Каждый год эта девочка с командой уезжала в спортивный лагерь на море. Когда моя мама узнала об этом, подумала, что это отличный вариант отправить ребёнка на море с кем-то из взрослых и под присмотром, а ещё и спорт. Поэтому в 9 лет меня отправили в секцию волейбола прям перед началом лета, чтобы я успела попасть в эту группу детей, уезжавших в спортивный лагерь. Мамина подруга до сих пор вспоминает и говорит, что только благодаря ей я стала профессиональной спортсменкой.
— В возрасте 14 лет ты приняла решение переехать играть в команду «Подмосковье». Как поступило предложение?
— Со школой у меня не очень ладилось, и моя мама решила сделать акцент на спорт. Мне приходилось ездить в другой город на маршрутке в спортивную школу. Там был лучший тренер – Станислав Алексеевич Мозгов. Я у него тренировалась около года. Он нам рассказал, что есть профессиональные команды и предложил отправить заявки в различные клубы. Мама так и сделала. Я стала ездить на просмотры. Мы приехали в Одинцово, и нам там очень понравилось. Как в команде, так и в городе. Мне предложили остаться. Я очень обрадовалась, а мама поддержала мой выбор. Жила в квартире с более старшими девочками, так что можно было не волноваться. Вику Мишневу поставили моей «старшей сестрой». Она за мной следила, помогала мне как в быту, так и на тренировках. Внесла очень большой вклад в моё становление. За что я до сих пор ей очень благодарна!
— Следующие три года ты выступала за молодёжную команду «Динамо-Академия-УОР» из Казани, с которой выиграла золотые медали Молодёжной Лиги. Чем тебе запомнились годы, проведённые в Татарстане?
— Казань занимает отдельное место в моём сердце. Мы семьёй влюбились в этот город и даже купили там квартиру. Сейчас уже переехали в Казань и живём там. Не могу сказать, что все три года были идеальными. Были взлёты и падения. Но я очень благодарна всем, кто работал со мной, кто помогал в сложные моменты. У нас была очень классная команда: тренерский штаб, руководство и администрация клуба. Николай Михайлович Сорогин и Маргарита Владимировна Лебедева. Сколько работы они проделали для игроков, в том числе и для меня. Мы по сей день с ними общаемся. Я не знаю, что бы было со мной, если бы не они. В подростковом возрасте тренеры нами полностью занимались и направляли нас в нужное и правильное русло.
— Явным шагом вперёд было подписание контракта с командой «Липецк», которая на тот момент выступала в Высшей Лиге «А». Чем отличаются системы тренировок и уровень игроков в Молодёжной лиге и Высшей?
— «Липецк» был шагом вперёд, а также максимальным выходом из зоны комфорта. Команда играла на другом уровне, и игроки были старше меня. На тот момент я не дотягивала до них. Но мне очень нравилось, так как мне приходилось всегда тренироваться на максимуме, перешагивать через себя, чтобы доказать себе и окружающим, что я достойна здесь находиться и имею полное право на это. Этот сезон позволил мне понять себя как игрока, понять, что есть возможность всегда расти в профессиональном плане. Главное — находиться в тех условиях, которые дают этот толчок. На тот момент «Липецк» был моим толчком.
— С «Липецком» вы выиграли золото Высшей Лиги «А». Можешь вспомнить свои эмоции?
— Это был сезон, когда случилась пандемия и чемпионат закончили досрочно. «Регулярку» мы завершили на первом месте. Тем самым автоматически стали чемпионами. Наша команда была очень счастлива. Но сразу после закрытия чемпионата было непонятно, какое решение примет федерация. В итоге всё закончилось хорошо, если не считать того, что потом всех закрыли на долгий карантин.
— Ты получила предложение от «Уралочки-НТМК». Какие были первые мысли? Не страшно было ехать в такую титулованную команду?
— Я собиралась остаться играть в «Липецке». Меня всё устраивало. Когда получила предложение от уральского клуба, не поверила. Была в шоке, что меня зовут в такую титулованную команду. Я даже переспросила: «Это не шутка?». И когда мне ответили: «Нет, не шутка», то сразу дала согласие.
— Знала, что в уральском клубе очень тяжёлый и серьёзный тренировочный процесс?
— Да, конечно. Ещё играя за молодёжные команды, мы знали, что в «Уралочке» всегда длительные сборы и тяжёлые тренировки. Когда я принимала решение, я об этом даже не вспомнила. Могу сказать, что на сборах было сложно и непривычно. Три тренировки в день давались довольно непросто, но это закалило меня морально и физически. Хочу сказать спасибо команде и тренерам за такой интересный, яркий опыт.
— Почему решила сменить кардинально обстановку и уехать играть за границу? Расскажи свои впечатления от Швейцарии?
— На самом деле у меня никогда не было мысли, что я могу уехать играть в другую страну. Поступило предложение от моего агента попробовать свои силы в Швейцарии и играть за именитый клуб «Волеро». Мне показалось, что это интересный вариант — попробовать что-то другое, увидеть другую страну и познакомиться с новыми людьми. Страна потрясающей красоты. Большую половину памяти в фотоплёнке моего телефона занимают фотографии с прошлого сезона. Я всем говорю: это лучшее, что я видела в жизни. Всем советую по возможности посетить Швейцарию. Также из-за близости Швейцарии к европейским странам мы могли ездить в Германию и Италию. Ездили на товарищеские матчи во Францию играть против «Волеро Ле-Канне», за который выступают мои подруги. Я была счастлива пообщаться: когда ты находишься в чужой стране, тебе очень не хватает близких людей и ценишь любую возможность пообщаться на родном языке.
— Почему решила перейти именно в «Ленинградку»? Знаешь кого-нибудь из команды?
— «Ленинградка» — это клуб с большой историей. Здесь прекрасный тренерский штаб и администрация клуба. Когда я приехала на просмотр, все старались мне помочь. Игроки в команде дружелюбные и открытые. С Лерой Перовой и Лерой Романовой мы знакомы ещё со времён Казани. Потом вместе играли в Липецке. Я интересовалась у девчонок и слышала только позитивные отзывы по тренировочному процессу. Тренерский штаб уделяет большое внимание игрокам, подходит к каждому индивидуально. Пришла сюда, чтобы развиваться и расти. Я понимаю, что эта команда, которая даст мне такую возможность. Это очень важно.
— Как реагируешь на критику? Читаешь комментарии болельщиков после игр?
— Болельщики — это седьмой игрок на площадке. Не всегда их мнение может быть объективно, но это даёт стимул для лучшей игры. Слова поддержки очень мотивируют. Мы играем для болельщиков. Для тех людей, которые приходят на матчи и болеют за свой родной клуб, стирая ладошки и срывая голоса. Они такие же фанаты волейбола, просто не находятся на площадке физически. Но они всегда с нами.
— Кто твой самый главный болельщик?
— Мои самые главные болельщики – это мои родители. Они не очень разбираются в волейболе. Когда я стала играть на профессиональном уровне, и мама посмотрела мои игры, она спросила: «А почему один игрок в другой форме?». Я не знаю, честно говоря, знает ли моя мама сейчас все амплуа. Но это не так важно, так как она всегда болеет за меня, всегда поддерживает, радуется моим победам и переживает мои поражения.
— Как переносишь разлуку с друзьями и семьёй?
— Семья и друзья – это самое важное в жизни каждого человека. Меня очень радует, что есть прямые рейсы Санкт-Петербург – Казань, и мои родители в любую минуту смогут прилететь ко мне в гости. Конечно, тяжело, но я понимаю, что это моя работа.
— Как прошёл твой отпуск?
— Я была с семьёй в Казани, так как хотела провести время с родными после сезона в Европе. Поняла, насколько классно находиться с любимыми людьми рядом, а не на расстоянии. Также защитила диплом.
— Успела ли уже познакомиться с Санкт-Петербургом?
— Я не первый раз в Санкт-Петербурге. Мы часто с другими командами приезжали сюда на туры, и я бывала здесь самостоятельно. С этим городом связаны очень тёплые воспоминания. Он сказочно красив. Прекрасная архитектура, большое количество выставок и экспозиций. Года не хватит, чтобы обойти все музеи.
— Главная волейбольная мечта?
— Я, конечно, могла сказать, что хотела бы выиграть все престижные соревнования, выступая как за клуб, так и за сборную страны. Но сейчас для меня самое главное — получать удовольствие от волейбола, от того, чем я занимаюсь. Хочу помочь «Ленинградке» подняться как можно выше в турнирной таблице и сделаю всё возможное для этого.