Татьяна Грачёва: «Ленинградка» была командой, несмотря ни на что

24.05.2019

Серебряный призёр Олимпийских игр, многократный призёр чемпионатов мира, чемпионка Европы в составе российской сборной и профессиональный волейбольный комментатор Татьяна Грачёва поделилась своими впечатлениями об игре национальной команды, об итогах минувшего сезона в женской Суперлиге и прокомментировала выступление «Ленинградки» в чемпионате. Большое интервью — вашему вниманию.

О сборной России, молодых игроках и усталости

— В составе сборной России на стартовом туре Лиги Наций выступали много дебютанток. Мы такие шаги рассматриваем как возможность дать отдохнуть лидерам сборной или кого-то всё же надеемся увидеть в дальнейшем?

— Наверное, взять сначала молодых, затем полностью поменять их и взять других может позволить себе только Китай. Ни одна другая сборная запасом игроков похвастаться не может. Тем более у Китая второй-третий составы уже играют на высоком уровне. Что касается нашей сборной — понятно, что лидерам нужен отдых, только-только закончили клубный сезон. Причём усталость больше от переездов, чем от игрового напряжения. К сожалению, в нашем чемпионате много проходных матчей. Переезды утомляют больше.

 

— Лига Наций — подготовительный турнир. Придавать ли особое значение поражениям там?

— Понятно, что всё и везде невозможно выигрывать, но собираться и проигрывать точно нельзя. Тем более неправильно рассказывать о тяжёлом сезоне и усталости, когда игры ещё не начались. Фамилии этих девочек, впервые поехавших в сборную, ещё никто в мире волейбола не знает. Да, такой график тяжёлый, но устали все! Конечно, спортсмены не роботы, но говорить, поехав в Бразилию, об усталости… Для многих, может быть, такое в жизни не повторится. В последнее время как-то не обращаем внимания на такие слова, а сборной нужен имидж, красивое мнение.

 

— За месяц наша сборная проведёт 15 матчей. По вашему опыту, возможно ли проводить игры в таком графике одним составом?

— Когда мы играли в предшественнике Лиги Наций — мировом Гран-При — то поначалу игры проходили в течение пяти недель плюс финал, затем стали играть четыре недели и финал. Путешествовали без перерыва — у нас не было приездов в Новогорск на день-два, не меняли игроков. Как уезжали на пять недель, так и летали — Бразилия, Австралия… Всем было тяжело. Но мы знаем, что у нас есть олимпийские чемпионки, ветераны, которые смотрят матчи и следят за волейболом — как перед ними можно жаловаться на усталость? Я ещё застала, как они тренировались. Уверяю, они «впахивали» в пять раз больше, чем игроки работают сейчас.

 

— Чем эти жалобы обусловлены?

— Меня вырастили в коллективе, где была жёсткая дисциплина. И тогда, может быть, мне тоже казалось, зачем это, а сейчас убеждаюсь — без дисциплины нельзя. Соцсети, селфи, блоги — это всё хорошо, но оно отвлекает. Совмещать, как показывает практика, невозможно. Пока у тебя есть шанс играть на высоком уровне, за него надо держаться, потому что завтра его может не быть. Тебя оставят дома, а придут люди, которые лучше тебя.

 

— Хотел попросить вас дать совет тем игрокам, кто сейчас впервые в сборной. Правильно понимаю, что первый совет — быть сконцентрированным?

— Я не могу давать советы, ведь я не тренер. Я, как и все, болельщик. Игровой совет? Мне повезло — когда я росла, в нашем коллективе были старшие товарищи, глядя на которых можно было смело идти в бой. Они, великие, всегда поддерживали — и когда страшно было, когда ничего не умела. Нынешнее поколение как-то само по себе, им не на кого смотреть и ориентироваться. Наверное, такая жизнь, но у нас игроки подолгу в клубах не задерживаются — сегодня тут, завтра там. Единственное — хочу напомнить молодым игрокам, что играть за сборную — это очень круто! И не важно, по какой причине тебя взяли — из-за отсутствия лидеров или разглядели в тебе перспективу — этот шанс нужно использовать. Возможно, некоторых из тех, кто сейчас в Бразилии, и в сборную-то больше не позовут. Надо сделать всё, чтобы в ней остаться. Котикова поехала на чемпионат мира год назад, кто-то мог подумать, что это будет основной игрок состава? А ведь она явно ехала не играть вместо Гончаровой. Она воспользовалась шансом — на неё делают ставку в клубе и рассчитывают в сборной. Это показательный пример.

Российскому волейболу надо омолаживаться. Сейчас выходит 24-летний игрок — мы говорим: «молодая волейболистка». Раньше в этом возрасте уже заканчивали… Хорошо, что сейчас волейбольный век стал дольше. Но это надо подтверждать качеством. Желания в юном возрасте должно быть больше, чем у всех остальных вместе взятых.

 

— О каких итогах по ходу бразильского тура можем говорить?

— Первый матч был с Доминиканой. Конечно, мы могли у них выигрывать — это было видно и по игре, и по настрою. Наши девчонки не потерялись на старте, практически все, кто был в составе, в таких залах не играли. Но адаптировались. И если бы не глупые, порой даже неигровые ошибки, то результат мог бы быть другим. Дальше — выиграли у Китая. Обыграть Китай в любом составе — это круто! С Бразилией была самая некачественная из трёх игра — видимо, и устали, и после победы над Китаем очень сильно хотели вновь выиграть, забыв, что надо делать на самом деле. Три подряд игры на одном этапе молодым игрокам выдерживать пока сложно. На турецком этапе легче точно не будет.

Не хватает опыта, было мало времени на подготовку — всё же опытные игроки некоторые вещи делают уже на автомате, а молодые не всегда понимают, как друг с другом взаимодействовать. То, что не боялись — факт. У нас собрался хороший коллектив, команда управляемая.

Об открытиях, травмах и смелости

— Возвращаясь к Софье Кузнецовой. Она впервые получила вызов в сборную. Для неё этот сезон стал первым в Суперлиге…

— Соня, наверное, всех удивила. Никто не ожидал, что она настолько стремительно начнёт играть. Я так понимаю, если бы не проблемы Кати Петровой со здоровьем, то она так бы и просидела сезон. Для диагональной у Сони Кузнецовой достаточно скромные данные. Игроки, которые выше, уже имеют преимущество, поэтому надо брать своё за счёт прыжка. Вот вам, пожалуйста, шанс — особенно первые игры на этой позиции получились удачными. Это и тренерская мысль — ведь он придумал переставить её в диагональ, где Кузнецова раскрылась. Ей необходимо добавить в универсализме, вырасти в приёме. Думаю, если бы в Бразилии у Сони летела подача, то она и в атаке была бы увереннее.

 

— Кого бы из «ленинградок» по этому сезону вы бы отметили ещё?

— Хотелось бы сказать про Луневу. Она меня удивила, когда весь сезон не подавала, иногда в решающих ситуациях, но вышла в самом важном матче сезона (с «Енисеем») и показала блестящую подачу. Я уж не говорю о победном мяче, когда Оля Скрипак отдала мяч первому темпу.

 

— Изменение подачи — психологический момент?

— Думаю, да. У меня тоже был такой спад подачи. Я подавала, а потом решила подумать — как я вообще это делаю? И всё — после этого я не в какую-то зону подавала, а лишь перебивала через сетку, чтобы не потерять подачу. Потом уже как-то на автомате стала подавать — техника же с детства отработана. Возможно, с Аней что-то подобное произошло. Она молодец — сколько важных очков в концовке чемпионата принесла.

 

— И если Луневу перед сезоном не рассматривали как твёрдого игрока основного состава, то Самадову брали в качестве главной боевой единицы. На ваш взгляд, за счёт чего ей удалось в первый свой сезон в России стать одним из открытий Суперлиги?

— Во время чемпионата мира 2018 мы показывали много игр с участием сборной Азербайджана. Честно говоря, меня не впечатлила игра Лизы. Но тогда не получалось у всей команды, да и тренер нервничал — я его давно знаю, он всё время хочет выигрывать. И я была удивлена, что в Россию едет доигровщик — не машина, которая может забивать через высокий блок (а в российском чемпионате хороший блок — здесь мы можем похвастаться). Но уже в чемпионате все команды подавали в Лизу — а она ещё и успевала быстро атаковать, забивать важнейшие мячи. И это после 60-70 приёмов подачи! А ведь не приехав в «Ленинградку», никто бы её не заметил — хоть она и играла в Италии. Возможно, Лиза нашла свою команду — это ведь тоже очень важно.

Я бы вообще отметила команду. У «Ленинградки» было много матчей — особенно с лидерами и дома — когда выигрывали первую партию. Затем начинали думать: «А, это мы выигрываем лидера?» и игра расклеивалась. Когда подошли к заключительному туру — где решался вопрос попадания в плей-офф — я почувствовала единение команды. И при этом не скажу, что качество было наивысшим. Были ошибки, да, но игроки сумели друг друга поддержать. Когда один винтик вылетает — а в этом сезоне легче назвать тех, кто не получал повреждений — это сказывается на всех игроках. Маша Тисевич — настоящий герой — рвалась в бой, несмотря ни на что. У Петровой проблемы со здоровьем были, на самом старте доигровщицу Куршину потеряли, у Чесноковой проблемы с плечом… Единственный раз в сезоне Александр Кашин перед игрой сказал мне, что все живы и здоровы. И главное качество — при таких обстоятельствах собраться и быть командой! Я даже не могу сказать, что кто-то матчи в одиночку выигрывал — все молодцы.

 

— Возвращаясь к вашей игровой карьере, как в таких непростых ситуациях удавалось держаться? Тренер мотивировал или лидеры брали слово?

— У нас такие моменты были на автомате. Сейчас игроки подписывают контракт на один год — останутся или нет после сезона не так важно. Мы были одной командой — не имело значения, «Уралочка» это или сборная страны. Поэтому нам дополнительного настроя не нужно.

 

— Вы сказали, что одно только присутствие на тренировке рядом со старшим товарищем, с титулованной спортсменкой в ваше время было мотивацией расти и стать такой же. Сейчас не так?

— Если честно, даже не знаю, у кого им учиться. Я всегда говорю, когда работаю на трансляциях, что у нас в чемпионате некоторые не умеют падать влево. У некоторых игроков плохая техника. К сожалению, из-за этого мы совершаем большое количество ошибок. Не важно, новичок ты или олимпийская чемпионка — на сборах мы вставали у стенки и два часа колотили в неё мячом, работая над техникой. И уже на автомате ты учился делать правильно. Я не знаю, почему, но, видимо, сейчас в школах игрокам не говорят о недочётах в технике. И получается, когда игрок приходит в команду Суперлиги, он настолько сильно научен делать по-своему, что его не переучить.

 

— В концовке регулярного чемпионата Александр Кашин говорил о концентрации на двух заключительных матчах.

— Мне кажется, он специально не обращал внимание на встречи с лидерами российского волейбола (выездные матчи в Москве и Казани, домашняя игра с «Локомотивом»), чтобы снять давление с игроков. Я думаю, он понимал, что авторитета того же московского «Динамо» игроки могут испугаться, поэтому целенаправленно ставил своих подопечных в спокойные условия. Если бы игроки сами не боялись лидеров, то, возможно, и больше очков набрали. Ведь только в борьбе можно чему-то учиться.

О белорусской школе, разочарованиях и сенсациях

— Новичок Суперлиги «Минчанка» стала нашим главным конкурентом в борьбе за выход в плей-офф. Как оцените их первый сезон в России?

— Честно говоря, от «Минчанки» я ожидала большего. У них хорошая школа и опытный тренер. Но не хватило психологии. Понятно, что невозможно привыкнуть летать на Сахалин. Таких переездов белоруски не выдержали психологически. Плюс игра в Лиге чемпионов. Но я очень рада, что Минск в нашем чемпионате — это очень правильная команда с хорошей школой.

 

— У другого новичка калининградского «Локомотива» в первый же сезон серебряные медали. Успех?

— Конечно. Правда, казалось, что выше головы прыгнули и могут замахнуться на большее. Но показателен пример, как без диагональной не играют в современный волейбол. У Клегер не получилось сыграть в финале так, как надо. Но в первый же сезон выйти в Лигу чемпионов и привезти турнир в Калининград, где любят волейбол, это здорово.

 

— Бронзовые медали «Уралочки» — сенсация?

— Для меня это не сенсация. Родная команда, где я выросла, понимаю способы работы, понимаю, что происходит на площадке. Меня очень порадовал Миша Карполь, который некоторые игры уже самостоятельно проводит. Все игроки — работяги. Мне казалось, что они и полуфинал должны выигрывать, особенно когда вели в домашнем матче. «Уралочка» была близка к сенсации. Но «динамовки» собрались, у них не получилось показать свой максимум в Лиге чемпионов, поэтому в этом полуфинале был запредельный настрой. В итоге москвички выдержали полуфинал, а в решающей серии не дали шансов «Локомотиву».

 

— От Казани большего ожидали?

— Мне кажется, немного не угадали с легионером. Всё же Соня Микискова себя никак не проявила. И как ни старались её поддерживать, так она и не сыграла. Отлично, что в составе есть Кадочкина и Котикова. Главное не «упахать» их раньше времени, не возлагать надежды, что они спасут нашу сборную, а давать им играть. Молодые своё дело сделают.

 

— Кто главное разочарование сезона?

— «Протон». Понимаю, что тяжело тренироваться и готовиться на фоне бесконечных судов, разбирательств. Естественно, «Протон» закончил сезон на последнем месте, не одержав ни одной победы в регулярном чемпионате. Это не красит наш чемпионат. Я не представляю, каково игрокам в такой ситуации, ведь ты не понимаешь своего будущего.

Об эмоциях, трансляциях и болельщиках

— Какие игры в этом сезоне запомнились вам как комментатору? На каких было приятно работать?

— Игра с «Енисеем». Когда я приехала в Санкт-Петербург, а все волнуются, то я понимаю — это самый классный момент. Как игрок я бы получила массу эмоций от такого матча. Уж не знаю, как бы я сыграла, но в такие моменты хочется быть на площадке. И даже если в таких встречах трясутся руки, то это нормально. Плохо, если этого нет. Также понравилась полуфинальная серия «Динамо» и «Уралочки». Был очень качественный волейбол.

 

— Мария Тисевич после опыта комментирования матчей (Мария комментировала в прямом эфире вместе с Татьяной игру с московским «Динамо» — прим.) сказала, что работать с вами — одно удовольствие. Как комфортнее выходить в эфир вам — одной, с игроком или с экспертом?

— Приятно, когда появляется человек, который знает, как обстоят дела внутри. Бывают такие моменты, когда игрок может рассказать, кто с какой ноги встал. Этого ведь никто больше не расскажет. Тех, кто смотрит волейбол, немного, но, к счастью, они очень хорошо в нём разбираются. И им нужно рассказывать интересно, ведь они итак имеют массу информации, ведь некоторые даже побольше меня следят за волейболом. Ценно, когда можно услышать какие-то инсайды. И в этом Маша очень помогла — жалко только, что она была со мной, а не на площадке. Ведь она не только функции либеро несет, но и проводника между тренером и командой. Такой человек в женском коллективе обязательно должен быть.

 

— Вы всегда очень тепло отзываетесь о петербургских болельщиках на трибунах. В чём их особенность? Можно ли сравнивать с фанатами других команд?

— Сравнивать я не буду. Во-первых, их сразу видно и слышно. Но главное, что они в любой ситуации с командой. Этим качеством, к сожалению, не все болельщики обладают. Некоторые посмотрели, игра не задалась — они ушли. Это зрители. А в Питере — болельщики, которые ездят за командой, они всегда в клубных цветах, с флагами. Это приятно девчонкам, ведь они для болельщиков играют.